вторник, 3 марта 2015 г.

Импровизация. Как научиться импровизировать?



Что первое вам приходит на ум, когда вы слышите слово  «импровизация»? Как музыканты учат за короткие сроки огромное количество песен? Боитесь ли вы забыть выученное вами произведение во время выступления? Как найти выход из данной ситуации?
Всеми этими вопросами я был озадачен долгое время, пока не нашел верные ответы. Теперь самое время рассказать вам о них.
Не важно на каком инструменте вы играете или, быть может, поете. Импровизация имеет место быть не только в музыке, но и других сферах творческой и жизненной деятельности. Так или иначе, суть одна.
В государственных музыкальных школах, как правило, обучают игре с листа, по нотам. Учат произведения, играют упражнения, т.е., окончив подобного рода учреждения, вы станете хорошим исполнителем, но придет время, праздник, мероприятие, и ваши друзья попросят вас сыграть их любимую песню. Вот тут-то и возникнет главная загвоздка, не имея под рукой нот, увы, порадовать народ популярным хитом не удастся. Напротив, если попросить сотворить подобное эстрадного музыканта, он сможет быстро найти выход из положения. И уши каждого человека будут удовлетворены в полной мере. Потому, что у таких людей больше практики игры без нот.
Так что такое импровизация? Импровизация - это высшая точка профессионализма. Игра на ходу, без нот. Импровизатор - это не просто исполнитель, он еще и композитор, аранжировщик и дирижер. На первый взгляд кажется немыслимым совмещение всех этих ролей в одном лице, но на самом деле в импровизации есть свои хитрости.
Итак, теперь поговорим подробнее об этих хитростях.
Музыкальная импровизация базируется на заготовленных фразах, фрагментах, приемах. Для каждого стиля характерны свои клише. Т.е. готовые популяризованные  фразы, которые используется многими музыкантами. Что такое фраза? Фраза - это музыкальное предложение, группа слов, выражающая музыкальную мысль – «мотив».  Музыка это язык (речь). Проводя параллель между музыкой и языком, можно обозначить общие признаки. В нашем языке существуют абзацы. Группа предложений детализирующих идею или развертывающую мысль. Когда мы заканчиваем изложение одной идеи, мы переходим к следующему абзацу. В точности так происходит и в музыке. Существует группа фраз, взаимосвязанных между собой определенным образом. Иными словами, после развития одной музыкальной идеи, необходимо сказать уже что-то другое.   
Как правило, у хорошего импровизатора имеется огромный багаж заготовленных фраз, которые во время импровизации миксуются в различном порядке, создавая на ходу что-то новое, и совершенно необычное. В дальнейшем появляются свои фразы, новые пути и ходы.
Чтобы научиться импровизировать, нужно ориентироваться в гармонии (аккордовых последовательностях, тональности). Т.е. необходимо знать какие ноты подходят на данные аккорды, а потом играть их в разной последовательности. Возьмем, к примеру, три мажорных аккорда: До-Мажор (С), Фа-Мажор (F) и Соль-Мажор (G). На эти три аккорда подходит До-мажорная гамма: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (все белые клавиши на фортепиано). Теперь сыграем их в разном порядке (прим. ре, фа, ля, до, соль, си, ми), и у вас получится какая никакая, но уже начинающаяся импровизация. Это как алфавит. Составляем слова, зная буквы.
Но просто играть ноты недостаточно. Самым важным элементом импровизации является ритм! Для хорошей импровизации нужно постоянно совершенствовать свое чувство ритма. Заучить ритмические фигуры. Заниматься ежедневно под метроном или драм-машину. Ритм - это основа в музыке, как фундамент у дома. Без хорошей ритмической составляющей, музицирование окажется провальным.
  Опираясь на выше сказанное, хочется выделить три основных ключевых элемента импровизации:
1)Ритм
2)Тенденция (форма). Нисходящее и восходящее движение мелодии
3)Выбор нот (гармония)
Где помогает и используется импровизация?
Свою распространенность, импровизация получила в блюзе и джазе. Готовые шаблонные стили, которые можно услышать, придя в клуб на джем-сейшн (совместная импровизация музыкантов без особых приготовлений и определенного соглашения). Освоение этих музыкальных стилей дает огромный простор и легкость в дальнейшем при игре в других стилях и жанрах.
Очень часто импровизация выручает в моменты, когда забываешь выученную песню. Зная гармонию и имея слух, вы сможете не сыграть лишних нот и аккордов, которые не присутствуют в тональности.
Во времена игры в кавер-групе, импровизация постоянно выручала меня. Когда заучиваешь огромное количество песен, так или иначе, что-нибудь да забудешь. Поэтому я всегда заучивал не куда пальцы ставить, а знал досконально тональности каждой песни и гармонию. При игре соло-партий, помимо главной темы, тоже не приходилось заучивать чужие пассажи. Здесь меня спасают мои любимые фразы.
Человек импровизирует каждый день, не осознавая того. Стоя на остановке, выбирая йогурт в магазине, занимаясь спортом и т.д. Поэтому не бойтесь импровизировать, совершенствуйтесь, но помните, что самая лучшая импровизация это подготовленная заранее.

Keep improvise !!!

Константин Плёхов
Преподаватель
Школы Рока
SuperStar

Комментариев нет:

Отправить комментарий